КОНЦЕПЦИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
УСТЬ-ПРИСТАНСКОГО СЕЛЬСОВЕТА НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Содержание
1. Краткая оценка сложившихся тенденций социально-экономического развития муниципального образования за 2008-2012 годы
2. Характеристика потенциальных возможностей и оценка конкурентных преимуществ
3. Миссия, главная цель долгосрочного развития, а также цели долгосрочного развития в экономике, социальной сфере, инфраструктуре, в системе управления
4. Приоритетные направления долгосрочного развития, механизм их реализации.
5. Этапы достижения долгосрочных целей
6. Сценарии долгосрочного социально-экономического развития (инерционный, инновационный)
7. Ожидаемый результат достижения целей долгосрочного социально-экономического развития.
Концепция социально-экономического развития муниципального образования (далее – Концепция) - это прогнозно-аналитический документ, содержащий систему представлений о стратегическом выборе, стратегических целях, приоритетах развития муниципального образования, а также механизм их реализации.
Концепция является частью Программы, разрабатывается на период до 2025 года, и определяет вектор политики органов местного самоуправления на долгосрочную перспективу.
В основу Концепции были положены следующие принципы:
- всесторонний учет российских и краевых направлений развития экономики и социальной сферы на долгосрочную перспективу, программные документы Правительства Российской Федерации и Администрации Алтайского края;
- закономерность изменения социально-экономического положения внутри района и поселений ;
- максимальная ориентация на внутренние источники развития.
1. Краткая оценка сложившихся тенденций социально-экономического развития муниципального образования за 2008-2012 годы
За период 2008 – 2012 годы наблюдаются не совсем устойчивые основные экономические показатели.
Экономическая ситуация в сельском хозяйстве района характеризуется ежегодным изменением показателей производства в растениеводстве (это свидетельствует о все еще большой зависимости от погодных условий) и нестабильной ситуацией в животноводстве. Идет увеличение поголовья скота в коллективных хозяйствах с одновременным снижение поголовья КРС в личных подсобных хозяйствах. За последние годы прошло технического перевооружение сельскохозяйственной отрасли: приобретены трактора, комбайны, сельхозмашины и оборудование. В районе созданы все условия для развития личных подсобных хозяйств, которые должны дать толчок к появлению новых эффективных собственников.
В социальной сфере за прошедшие пять лет действия Администрации района и сельсоветов были направлены на реконструкцию и модернизацию объектов образования. За анализируемый период во всех школах проведена установка пожарной сигнализации, проводились ремонты зданий . Проведена модернизация школьных столовых; приобреталось лабораторное и компьютерное оборудование; достаточно средств было выделено на развитие школьной инфраструктуры (подведение горячей и холодной воды в кабинеты начальных классов, устройство теплых туалетов, душевых, спортивных залов и оборудования комнат личной гигиены); на приобретение школьной мебели для начальных классов.
В анализируемом периоде продолжалось улучшение показателей уровня жизни населения, наметилась тенденция роста реальных доходов населения.
Денежные доходы на душу населения за три года выросли в 2 раза и составили 3677 рублей. Рост денежных доходов населения обеспечивается в основном за счет повышения заработной платы в бюджетной сфере, увеличения размера заработной платы в производственной сфере, увеличения объемов социальных трансфертов (пенсий. пособий, субсидий и других), роста доходов от личного подсобного хозяйства и предпринимательства.
Изменилась структура денежных доходов населения, если ранее наибольший удельный вес в структуре занимала заработная плата, то в 2012 году на первое место вышли социальные выплаты.
По-прежнему для некоторых категорий граждан, проживающих в селах доход от личного подсобного хозяйства – единственный доход для существования .
Рост уровня жизни населения способствует активному восстановлению потребительских расходов домашних хозяйств. Сохранение тенденции роста платежеспособного спроса населения обеспечивает стабилизацию потребительского рынка.
В 2012 году наблюдается более благоприятная в сравнении с 2008 годом ситуация на регистрируемом рынке труда.
Благоустройство жилищного фонда характеризуется следующими показателями: на начало 2008 года 30% жилищного фонда было оборудовано водопроводом, а на конец 2013 года – более 70%.
2. Характеристика потенциальных возможностей и оценка конкурентных преимуществ.
Потенциальные возможности территории – это положительные перспективы использования существующих конкурентных преимуществ.
Конкурентные преимущества - это ресурсы (резервы и запасы) уникального свойства, которыми владеет или которые может привлечь муниципальный район.
Анализ внутреннего потенциала показал, что район обладает рядом сильных конкурентных преимуществ, которые в ряду потенциальных «точек экономического роста»должны стать основополагающими и для поселений.
2.1. Высокое плодородие земель, многолетние сельскохозяйственные традиции и профессиональные навыки, наличие сельхозпредприятий и крестьянско-фермерских хозяйств, т. е. работающих субъектов хозяйствования, а также то, что повышение эффективности сельского хозяйства является одним из приоритетных национальных проектов, создают условия для развития района в варианте «муниципальное образование – один из центров сельского хозяйства края».
Район обладает уникальным потенциалом по наращиванию производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции, который в настоящее время недоиспользуется прежде всего, в вопросах развития животноводства (в том числе на базе имеющихся крестьянско-фермерских хозяйств, организации закупочных и сбытовых кооперативов), а также наращиванию производства в сегменте переработки.
2.2. Перспективными направлениями развития малого и среднего предпринимательства являются: развитие туризма, в том числе сельского. Эстетическая и рекреационная ценность географического месторасположения территории Усть-Пристанского района - уникальна. Привлечение отдыхающих из широко освоенных зон в менее антропогенно загруженные, а тем более экологически благоприятные для отдыха и оздоровления местности создают предпосылки организации новой отрасли экономики района – отдыха выходного дня, семейного отдыха.
2.3.Значимый вклад района в экономический рост обеспечивается поступательным развитием реального сектора экономики и ростом деловой активности. Об этом свидетельствуют опережающие темпы развития потребительского рынка, район занимает 32 место по объему оборота розничной торговли на душу населения.
К конкурентным преимуществам можно отнести: близкое расположение относительно краевого центра; имеются большие запасы чистой Чарышской воды; благоприятные условия для развития сельского хозяйства; стабильное развитие торговли, общественного питания и бытовых услуг; сохранение сети бюджетных организаций.
В настоящее время в состав района входят 13 сельских поселений ориентация района на дальнейшее развитие «муниципальное образование – один из крупнейших центров сельского хозяйства края» позволит получить хорошие шансы всем поселениям, занимающимся производством сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, в районе имеется определенный производственный, ресурсный потенциал, способный придать принципиально новый импульс экономического развития. Перспективными для развития Усть-Пристанского района, в том числе и поселения в этих условиях являются крупнейшие национальные проекты, имеющие важное значение, как для района, так и для Алтайского края в целом.